5.8. Налоговая политика

В основе налоговой политики должен быть использован вывод о существовании в рыночной экономике инвестиционных и потребительских денег. Деньги бюджета предназначены для некоммерческой деятельности. Они представляют собой потребительские деньги. Поэтому бюджет государства должен формироваться за счет налогов на денежные средства, которые направляются на цели потребления (подоходный налог). Бюджет государства должны содержать граждане, а не предприятия. Богатые граждане – богатый бюджет, и наоборот. Коммерческие предприятия – это средство для производства доходов граждан (собственников и наемных трудящихся), и государство не должно им мешать своей налоговой политикой в этом процессе.

Коммерческая деятельность требует управления, чтобы она работала на пользу всему обществу. Управление коммерческой деятельностью должно осуществляться управляющими налогами. Они искусственно повышают себестоимость одних товаров по отношению к другим. При отсутствии таких налогов создаются условия наибольшего благоприятствования для производства определенных видов товаров и услуг. Управляющие налоги не должны использоваться для наполнения бюджетов разного уровня, чтобы не создавать иных мотивов их сбора. Тем самым будут блокироваться ситуации, аналогичные «пьяным» бюджетам, существующих за счет увеличения потребления алкогольных напитков.

Индивидуальные потребности граждан и потребности каждой семьи в товарах и услугах разные, а, следовательно, и удовлетворяться они должны в пределах только домашнего бюджета, формируемого за счет доходов членов семьи. Но есть потребности граждан, которые они не могут удовлетворять самостоятельно. Такие потребности называются общественными и их можно удовлетворять только совместно. Для этих целей формируются государственные бюджеты разных уровней и бюджеты общественных организаций. Если бюджеты общественных организаций формируются добровольно (потребности, удовлетворяемые общественными организациями, не признаны необходимыми для всего общества), то государственные бюджеты формируются органами власти принудительно через налоговую систему (потребности, удовлетворяемые через государственные бюджеты разных уровней, признаются необходимыми для всего общества).

Чтобы государственные бюджеты лучше выполняли свою функцию - удовлетворение общественных потребностей – они должны строиться на многоуровневой и независимой основе.

Потребности можно разделить на шесть уровней.

Нижний уровень оценки деньгами результатов деятельности других людей определяется индивидуально каждым гражданином (если он экономически дееспособен). Если он не дееспособен, за него это делают родственники, органы опеки или нанимаемые экономки. В данном случае имеется в виду экономическая, а не психологическая дееспособность. Так, например, многие мужчины не могут правильно купить себе одежду, и за них это делают жены или родственники. Есть много людей, которые не могут правильно распорядиться своими деньгами для более эффективного удовлетворения своих потребностей. Эти проблемы экономической недееспособности большей частью решаются кем-либо из членов семьи. Как и любая хозяйственная деятельность, трата покупателем денег требует определенных знаний и навыков. Целесообразно было бы в школах предусмотреть преподавание этих знаний, необходимых каждому гражданину - как нужно эффективно тратить денежные средства для удовлетворения своих многочисленных потребностей.

Второй уровень удовлетворения потребностей – семья, ведение домашнего хозяйства. Существуют потребности, которые индивидуально невозможно удовлетворить. Например, приобретение жилья, ремонт квартиры, покупка мебели, которые служат всем членам семьи. В семье устанавливается порядок формирования ее бюджета. Как и в разных государствах, принцип формирования бюджета и его расходование у каждой семьи различный. Разную роль играют члены семьи в направлении расходования общего семейного бюджета. Для расходования денежных средств для удовлетворения определенных потребностей домашнего хозяйства иногда нанимают экономок и управляющих. Есть общие принципы для всех достаточно экономически устойчивых семей – хотя бы в том, что кто-то в ней должен играть роль домашнего министра финансов. Когда его нет, то семейный бюджет начинает “трещать по всем швам”.

В домашнем хозяйстве, в отличие от современной экономической науки, прекрасно различают деньги, которые тратят с целью увеличения доходов семьи, и деньги, которые тратят на потребление. Поэтому в первую очередь решают вопрос о денежных средствах, с помощью которых создается доход всей семье, иначе в будущем не на что будет жить.

Во вторую очередь решаются вопросы финансирования потребностей семьи.

Там, где эти принципы не соблюдаются, семья, как единый хозяйственный организм, становится экономически нежизнеспособной и разрушается.

Третий уровень удовлетворения потребностей – местный. Те потребности граждан, которые не могут удовлетворяться индивидуально или на уровне домашних хозяйств, должны удовлетворяться совместно на местном уровне. Например, финансирование благоустройства территорий, коммунальные услуги и др. Для удовлетворения такого рода потребностей граждан они должны отчислять часть своих доходов (местный подоходный налог), избирать (нанимать по контракту) людей, которым они поручают управление бюджетными расходами на местном уровне.

Четвертый уровень – региональный. Те потребности граждан, которые не могут быть удовлетворены на уровне домашних хозяйств и на местном уровне, должны удовлетворяться на региональном уровне. Например, региональный общественный транспорт, культурные и образовательные заведения регионального значения, региональные органы правопорядка и т. д. На эти цели граждане должны отчислять другую часть своих доходов (региональный подоходный налог) и нанимать или избирать региональные органы управления для выполнения функций регионального значения.

Пятый уровень – федеральный. Те потребности граждан, которые не могут быть удовлетворены на низших уровнях, должны удовлетворяться на федеральном уровне. Например, содержание вооруженных сил, развитие фундаментальной науки, создание новых отраслей народного хозяйства, связь, транспорт и правоохранительные органы федерального значения, финансирование различных федеральных программ т.д. Для этих целей граждане должны отчислять еще одну часть своих доходов (федеральный подоходный налог) и формировать органы управления для выполнения такого уровня функций.

Шестой уровень – международный.

Те потребности граждан, которые не могут быть удовлетворены на государственном уровне и носят международный характер, должны удовлетворяться с помощью международного бюджета и мировых систем управления. Например, содержание миротворческих сил и управление их деятельностью, решение глобальных проблем в области экологии, финансирования образования в развивающихся странах, крупномасштабных научно-технических программ, ликвидации последствий стихийных бедствий и множество других проблем, которые не могут быть решены и финансироваться государствами в одностороннем порядке. Необходимо исключить неэффективную деятельность международных финансовых институтов (МВФ, МБР и т. д.), заменив их Международным Центральным банком, способным эффективно обслуживать внешнеэкономическую деятельность разных стран.

Итак, независимый характер формирования бюджетов всех уровней и наполнение их за счет подоходных налогов граждан обеспечивает эффективную налогово-бюджетную политику каждого уровня и независимость их друг от друга. Каждый уровень управления при такой налоговой политике будет ответственен только за результаты своей деятельности, а не за деятельность других. В то же время федеральный бюджет, федеральное законодательство и единая денежная система обеспечивают устойчивость государственного образования и создают надежную преграду для сепаратистских настроений.

Необходимо еще раз остановиться на одном из важнейших вопросов государственной экономической политики: о целесообразности внутренних и внешних займов органами государственного управления всех уровней.

Государственные органы управления – это не коммерческие предприятия, производящие доходы. Следовательно, они не могут занимать деньги под определенный процент, как это делают коммерческие предприятия. Бюджет служит для удовлетворения совместных потребностей граждан, поэтому финансирование этих потребностей должно осуществляться за счет подоходных налогов, а не через займы денежных средств властями у своих граждан и компаний (ГКО и другие ценные государственные бумаги), чтобы иметь возможность удовлетворять их же потребности. Сколько нужно, столько и следует собирать налогов. Граждане не должны сами у себя брать взаймы. Бюджетный внешний долг оправдан только в том случае, когда происходят значительные по масштабам катастрофы, справиться с которыми самостоятельно в короткое время общество не может. Например, эпидемии, природные и экологические катастрофы, которые трудно было предвидеть. Во всех иных случаях общество должны жить в соответствии со своими возможностями, в том числе и в бюджетных расходах.

Исходя из выше изложенного, можно успешно разрешить конфликты между сторонниками разных типов устройства государств (федерального, конфедеративного и унитарного). Независимый характер формирования и расходов бюджетов всех уровней – путь к эффективному управлению жизнедеятельности общества. А также можно неконфликтно решать все вопросы международного характера.