1. Почему используют силы власти, оружия и толпы, а не силы разума при решении важнейших проблем? Почему нет согласия даже с самим собой, не говоря уж о согласии с другими? Нужно знать законы поведения и деятельности человека, чтобы согласовывать интересы людей. Чтобы успешно устранять большиство противоречий и приходить к согласию, нужно знать объективные причины их появления.
   Практически все противоречия заложены в двойственной природе человека.
   Противоречия физиологически объясняются строением нашего мозга. За открытие, касающееся функциональной специализации полушарий головного мозга, американский нейропсихолог Роджер Сперри был удостоен Нобелевской премии.
   С точки зрения психологии в каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека, два «Я», которые обладают разными законами поведения, мышления и языком общения. Между этими «Я» и возникают противоречия. Что может хотеть одно наше «Я», может не хотеть другое, и наоборот. Что может сделать одно наше «Я» не может другое. Что можно сказать одному «Я», не следует говорить другому. Что можно требовать от одного «Я», бессмысленно требовать от другого. Поскольку язык общения у этих «Я» разный, то люди, находящиеся в разном состоянии «Я», не могут понять и согласовать свои интересы.
   Чтобы не делать ошибок, нужно знать в каком состоянии из двух наших «Я» в конкретный момент времени мы сами находимся, с каким «Я» других имеем дело.
   Эти два «Я» отличаются мотивами своей деятельности и поведения. Одно наше «Я» стремится «выглядеть» перед кем-либо в нужном для него свете, его можно назвать социальным (сЯ), коллективным. Другое стремится не «выглядеть», а «сделать», чтобы достигнуть нужного для него результата, независимо от желаний других. Его можно назвать индивидуальным (иЯ), эгоистичным. Очевидно, что «выглядеть» и «сделать» - понятия несовместимые, либо одно, либо другое, отсюда и большинство противоречий.
   2. У иЯ мотивы находятся внутри нас, мы сами делаем оценку своих успехов и неудач, не обращая внимания на оценки со стороны.
   У сЯ мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем. Они требуют внешней оценки успехов и неудач, которые могут не совпадать с внутренними (что хочет одно «Я», может не хотеть другое).
   В каждый момент времени проявляется одно из наших «Я», либо сЯ, либо иЯ. Эти два разных «Я» постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого.
   3. Внешние мотивы неустойчивы, они могут быстро меняться. Внутренние мотивы консервативны, они создаются условиями предыдущей жизни каждого, и изменить эти условия невозможно, поскольку невозможно изменить прошлое человека. Внутренние мотивы могут меняться только постепенно, под воздействием последующего жизненного опыта. Поэтому «перевоспитать» человека, перевоспитать его иЯ, невозможно, поскольку невозможно изменить его прошлое. «Перевоспитать» же сЯ можно довольно быстро, поскольку нужно изменить внешнюю оценку поведения и деятельности людей.
   4. Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться, быть согласованными или противоречить друг другу. Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов – главный фактор, который влияет на результативность деятельности каждого человека и его психическое состояние. Если расхождение высокое, наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности). Если социальные и индивидуальные мотивы деятельности у человека совпадают, он находится в максимально комфортных условиях и добивается высоких результатов.
   5. Социальное наше «Я», решая задачи, ориентируется на внешнюю оценку результатов своей деятельности, по этой причине у него не может быть собственных мнений и суждений, независимо от социального положения. Это «Я» ориентируется на мнения авторитетов, руководителей и публики.
   6. Стремление к свободе и независимости не более чем иллюзия, поскольку человек существо социальное, и живя в обществе, он не может быть свободным от него и от систем управления жизнью общества. Не может быть «свободного общества», не может быть «независимых» средств массовой информации, «независимой» политики государств. Можно быть независимым лишь от кого-то конкретно. Недаром принято говорить, «кто платит, тот и заказывает музыку».
   7. Как в постоянном магните есть два полюса, так и у человека всегда присутствуют две стороны личности - индивидуальная и социальная. По сути, стремление к свободе (либерализм) представляет собой попытку «избавиться» от своего социального «Я». Также бессмысленно подавлять идеями коллективизма эгоистические интересы человека, избавлять человека от его индивидуального «Я». Это так же бессмысленно, как разделением магнита на две части пытаться избавиться от одного из его полюсов.
   8. Успехи и неудачи в обществе зависят не от свободы или несвободы личности, не от преобладания коллективизма или индивидуализма, а лишь от степени сближения мотивов для коллективной и эгоистичной деятельности. Противопоставление индивидуализма и коллективизма – путь к конфронтации, социальным конфликтам и депрессиям. Создание условий для сближения мотивов коллективных и эгоистичных – путь к успеху и комфортному состоянию человека. 
   9. Оценить правильно происходящие события без таких знаний – задача неразрешимая. Во всех событиях действуют люди, а без знания законов их поведения и деятельности невозможно правильно среагировать на ситуацию. Отсутствие таких знаний делает людей объектом для манипулирования их сознанием, независимо от социального положения. Прежде чем оценить выступления и действия кого-либо, нужно задать себе вопрос: каковы их мотивы для выступлений и действий? Чаще всего декларируемые ими цели очень сильно расходятся с реальными.
   10. Индивидуальное наше «Я» стремится найти решение практической задачи, опираясь на свой собственный опыт и знания, которые считает достоверными. Это «Я» стремится видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким может казаться. Мышление индивидуального «Я» рациональное, иначе оно не могло бы решать любые практические задачи.
   Социальное же «Я» - актер, ему нужно выглядеть перед кем-либо, нужно воздействовать на людей в нужном для него направлении. К этому «Я» и относится изречение Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Но актеры не умеют решать практических задач, они могут лишь хуже или лучше играть свою роль.
   11. Мышление социального «Я» можно назвать художественным, оно не требует точного соответствия реальной действительности. Все политики, деятели искусств, религиозные и общественные деятели, журналисты – по существу актеры. Они постоянно решают задачу: как повлиять на мнение, поведение, настроение других людей. А мотивы «выглядеть» и «успешно решить» задачу принадлежат разным «Я». Поэтому требовать от политиков и общественных деятелей умения эффективно решать проблемы общества бессмысленно. Они не умеют этого делать, у них другое направление деятельности – выглядеть в нужном для них свете перед другими, они актеры.
   12. Одно из основных условий успеха в деятельности общества - отсутствие конкуренции между людьми, занятыми социальной и профессиональной карьерой. Они должны сотрудничать, но не конкурировать, как это имеет место, например, в спорте. Спортсмены и тренеры, с одной стороны, и чиновники от спорта, с другой, не конкурируют друг с другом, поскольку решают совершенно разные задачи, но связаны единой целью, они зависимы друг от друга.
   13. Профессиональная и социальная карьера несовместимы. Профессиональная деятельность требует абсолютной честности, иначе невозможно достичь высокого результата, а социальная игнорирует ее, иначе невозможно эффективно влиять на поведение, мнение и решения других.
   14. С точки зрения двойственной природы человека можно сказать, что сами руководители государств и компаний не могут быть талантливыми или бездарными. Все зависит от того, на кого они опираются при решении различных проблем. Кто из руководителей обладает надежной системой отбора талантливых ученых и специалистов, сам становится талантливым. Кто опирается на посредственных людей – становится посредственным, на невежественных – невежественным.
   15. Высокопрофессиональная деятельность в стенах государственных и политических организаций невозможна, поскольку в них созданы условия для проявления только социального «Я». В них объективно нельзя создать условия для высокопрофессиональной деятельности. Политикам и чиновникам, в первую очередь, нужно выглядеть перед кем-либо в выгодном для них свете, они не приспособлены решать сложные проблемы в социальной и экономической области. Разработка каких-либо проектов социальных и экономических реформ, программ, законов должна находиться вне компетенции бюрократических органов власти и политических организаций. Это также верно, как в таких организациях не разрабатывают проекты какой-либо техники. Такая работа должна проводиться в специализированных проектных и научно-исследовательских организациях, высоко ответственных за результаты своей работы.
   16. Наш язык выполняет две разные функции:
   - оказывает влияние на настроение, поведение и принятие решений людьми;
   - передает информацию для успешного использования ее в практической деятельности.
   Чтобы эффективно влиять на людей, нужно что-то преувеличить, что-то приуменьшить, придумать чего не было на самом деле, умолчать о чем-то, иначе невозможно добиться успеха. Такой язык можно назвать «художественным», «эмоциональным».
   Чтобы успешно решать практические проблемы, нужна информация, точно отражающая, что есть на самом деле, нужно видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, как может казаться. Такой язык можно назвать «рациональным». Язык политиков, писателей, деятелей искусств, религиозных и общественных деятелей, журналистов всегда «художественный», поскольку им необходимо влиять на людей в нужном для них направлении, но он не предназначен для успешного решения проблем общества, он не предназначен для того, чтобы видеть мир таким, какой он есть на самом деле. А не имея надежной информации, невозможно найти успешное решение любой проблемы.
   Язык научных работ и разработчиков проектов может быть только «рациональным», поскольку он предназначен для решения практических задач. Но он не предназначен для влияния на мнение и поведение людей. Как следует из открытия Густава Лебона, все попытки использования логики для влияния на массы – прямой путь к поражениям.
   Когда собеседники говорят на разных видах языка (художественном и рациональном), то разговор напоминает «разговор слепых с глухими».
   17. Когда нужно найти наиболее успешное решение задачи, то присутствие публики и вмешательство людей, непосредственно не занятых поиском, играет негативную роль. На публике невозможно найти успешное решение, поскольку все невольно становятся либо актерами, либо зрителями. Чтобы не быть объектом для манипулирования, нужно правильно относиться ко всем форумам, круглым столам, публичным дискуссиям. Они не направлены на поиск решения проблем, поскольку они всего лишь спектакль для зрителей, а участвующие в них – актеры.