3. Объективная проверка на состоятельность
Универсальное свойство природы:
Вся природа, в том числе человек и общество, как ее небольшая часть, обладают одним универсальным свойством: события и явления не могут противоречить друг другу.
Например, если человек был в одном месте, он физически не мог быть в то же самое время и в другом. Противоречия могут быть лишь в нашем мышлении, но не в поведении природы. Наш мозг создает образы поведения природы. Они могут либо соответствовать реальной действительности, либо не соответствовать. Используя непротиворечивость поведения природы, можно надежно отделить одно от другого, и тем самым отделить научные идеи, выводами из которых можно успешно пользоваться в практической деятельности, от всех остальных.
Логика и математика – это такой способ мышления, в котором нет противоречий в выводах и рассуждениях, а, следовательно, они отражают универсальное свойство природы – непротиворечивость ее поведения. По этой причине часто говорят, что логика – это единственно правильный способ мышления, единственный способ достижения согласия с выводами и доказательствами.
Опираясь на универсальное свойство природы, можно сформулировать требования к состоятельности научных работ, что и должно стоять в основе деятельности не только в научно-технической области, но и в научно-социальной.
Внешняя непротиворечивость:
Выводы из научных работ не должны противоречить ни одному достоверно известному факту (неопровержимому факту). И только один такой факт будет говорить либо о ложности научных работ, либо об ограниченности использования выводов из них в практической деятельности, то есть об ограниченности области применения.
Так, область использования законов классической механики оказалась ограниченной скоростью движения тел. При скоростях, близких к скорости света, законы классической механики оказываются ложными.
Внутренняя непротиворечивость:
Не должно быть нарушений в логике рассуждений и доказательствах, и только одно такое нарушение говорит о несостоятельности выводов.
Следует отметить, что отсутствие ошибок в логике рассуждений и в математических преобразованиях не может гарантировать их состоятельность. Если в качестве исходных данных были выбраны ложные утверждения, то и все безошибочные логические выводы также окажутся ложными. Если процессы описаны математически неверно, то и все безошибочные математические выводы будут такими же ложными.
Математика и логика не могут иметь самостоятельного значения, все зависит от того, как и к чему они приложены.
Как проводить объективную проверку на состоятельность?
Нет другого более эффективного средства, как задавать вопросы авторам и получать на них ответы до тех пор, пока не проявится все положительное и негативное. Должны отбираться лишь те вопросы, которые относятся к содержанию идей и проектов, иначе, как известно, что «один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не ответят». К формулировке вопросов необходимо привлекать самых сильных оппонентов. Все вопросы и ответы должны носить письменный характер, чтобы исключить ошибки из-за лимита времени на ответ. По характеру ответов нетрудно определить состоятельность идей и проектов.
Задача объективной проверки двоякая. Она заключается не только в том, чтобы отфильтровать непригодное, но и не пропустить все позитивное и полезное. Нельзя допускать, чтобы «вместе с водой выплескивали и ребенка».
Организация объективной проверки на состоятельность имеет огромное значение для развития науки, поскольку создает благоприятные условия для востребованности научных знаний.
Следует отметить, что сама научная деятельность не может решать какие-либо практические задачи. Научные работы могут лишь ответить на вопрос: при каких условиях могут произойти определенные события, а при каких они невозможны. А выводы из научных работ (инженерная, проектная деятельность) могут использоваться для решения самых разных практических задач, и они могут быть использованы как во благо, так и во зло. Например, открытия в физике использовались для создания оружия массового поражения, способного уничтожить человечество как вид, и для решения важнейших для жизнедеятельности общества технических задач. С помощью одних и тех же знаний можно создать устойчивую финансовую систему, неподверженную каким-либо кризисам и обвалам, а можно разрушить существующую, что приведет к социально-политической катастрофе.
По этой причине наука не может быть нравственной или безнравственной, она не может зависеть от каких-либо политических, философских и религиозных идеологий, она не может служить кому-либо. Научные работы могут быть либо состоятельными, пригодными для использования выводов из них в практической деятельности, либо несостоятельными.
Предыдущая глава Следующая глава