3.7. Социальная шизофрения

Шизофрения – нарушение работы мозга, проявляется в виде навязчивых идей, носящих долговременный характер.

Она характеризуется параличом механизма критического мышления в определенном направлении деятельности. Человек игнорирует несоответствие своих выводов и поступков реальной действительности.

Одной из разновидностей шизофрении является социальная шизофрения. Она проявляется в виде навязчивых социальных идей и имеет много модификаций. Социальная шизофрения отличается от других разновидностей шизофрении тем, что относится к инфекционным заболеваниям и может протекать в режиме эпидемий и пандемии.

Социальная шизофрения не затрагивает физиологию работы мозга, как иные разновидности шизофрении, а лишь нарушает некоторые программы переработки информации в мозгу. В отличие от других инфекционных болезней, носителями которых являются бактерии и вирусы, носителем инфекции при социальной шизофрении оказывается наш язык, наделенный определенными свойствами. Эти свойства языка отключают механизм критического мышления в нашем мозге.

Заболевание мозга носит тот же характер, что и при поражении вирусами программного обеспечения компьютеров. Аналогия с компьютерными вирусами не далека от истины, поскольку работа компьютерных программ - всего лишь некоторые фрагменты работы нашего мозга.

Известны многие случаи, когда мошенники создают религиозные секты для захвата имущества сектантов. Они с помощью специальных методов внушения парализуют у них механизм критического мышления по отношению к идеям сект и нарушают нормальную работу мозга в этом направлении. Поведение сектантов – наглядный пример проявления социальной шизофрении.

Русский физиолог Павлов сделал выдающееся открытие. Наш язык имеет свойство отрываться от реальной жизни и жить своей собственной, негативно влияя на деятельность людей. При социальной шизофрении проявляется именно такое свойство языка больных, когда они используют в качестве доказательств фразы, не имеющие под собой конкретного содержания.

Не нужно смешивать навязчивость идей с ошибками. Здоровый человек способен рано или поздно увидеть свои заблуждения по отношению к тем или иным социальным идеям. Он может воспринимать аргументы их несостоятельности. А больной не может этого сделать. Его невозможно переубедить в чем-либо. Он не может поставить под сомнение социальные идеи, какие бы ни приводились для этого доводы, поскольку у него парализован механизм критического мышления.

Заболеть социальной шизофренией может каждый, если у него нет иммунитета  к конкретной ее модификации, независимо от социального положения, уровня образования и национальности, так же, как и любой может заболеть гриппом или чумой.

Если социальная шизофрения приобретает характер эпидемии или пандемии, то она приводит к огромным жертвам. Несколько примеров наиболее трагических эпидемий социальной шизофрении.

Навязчивая идея Гитлера и его соратников о превосходстве арийской расы и мировом господстве заразила большую часть населения Германии без всякого различия в социальном положении граждан, что привело к десяткам миллионов погибших от «коричневой чумы». Такая зараза появилась сегодня даже там, где ее нельзя было ожидать, в странах, сильно пострадавших от агрессии фашистской Германии. То же самое произошло в России, когда навязчивая идея уничтожения эксплуататоров и их пособников заразила огромное число граждан и привела к такому же уровню жертв в результате массовых репрессий. Наиболее катастрофичной оказалась эпидемия в Камбодже при правлении Пол Пота, унесшая жизни две трети населения страны. К эпидемии социальной шизофрении относится и культурная революция в Китае. Все гражданские войны вызваны эпидемией социальной шизофрении. Международный терроризм относится к такому же виду заболеванию.

Болезнь же силой оружия вылечить невозможно. Силой оружия можно лишь уничтожить инфицированных.

Все перечисленные примеры относятся к навязчивым политическим идеям, несостоятельность которых при желании нетрудно обнаружить. Но навязчивые социальные идеи могут проявляться в самых разных областях деятельности. Слепая ненависть по отношению к каким-либо социальным группам и народам, религиозная ненависть – примеры модификаций социальной шизофрении. В этих случаях также по каким-то причинам отключается механизм критического мышления у людей.

Все граждане, которые слепо верят во что-то, поражены социальной шизофренией. Слепая вера и называется слепой, поскольку говорит об отключении механизма критического мышления в мозгу. Социальная шизофрения в разной форме поразила большинство граждан планеты. Почему? Потому что почти каждый из нас слепо верит в те или иные социальные идеи или мифы, и не желает подвергать их сомнению. Но одно дело насморк или простое недомогание, и другое дело «коричневая чума».

Какая самая большая трудность на пути лечения и профилактики социальной шизофрении? Трудно признать, что она – всего лишь разновидность шизофрении, разновидность болезни. Также трудно в свое время было признать, что наркомания или алкоголизм не распущенность в поведении людей, а самая настоящая болезнь.

Если человек проповедует какие-либо социальные идеи, но сам в них не верит, то такое поведение нельзя отнести к болезни. Такое поведение  можно назвать вынужденным приспособлением к ситуации или обыкновенным мошенничеством. К социальной шизофрении не относится и поведение человека на митингах и больших собраниях, хотя у всех их участников отключается механизм критического мышления. По этой причине толпа – страшное разрушительное орудие в руках тех, кто ее организовывает. Поведение человека в толпе носит лишь кратковременный характер, и его нельзя отнести к проявлению шизофрении.

Чтобы своевременно ставить диагнозы и эффективно лечить социальную шизофрению, необходима серьезная исследовательская работа, как это принято при всех других опасных заболеваниях.

На что нужно обратить особое внимание? Навязчивые идеи в социальной области – это болезнь, а больных нужно лечить, а не наказывать. Наказание больных бессмысленно, потому что те, кто заболевает, не могут критически мыслить, в том числе и правильно воспринять наказание. Также убеждать и переубеждать в чем-то больных социальной шизофренией совершенно бессмысленное занятие. Однако нужно лишать больных свободы общения, если они представляют опасность для общества, также как поступают при всех других опасных инфекционных заболеваниях. В особо опасных случаях необходимо применять и крайние меры, если общество имеет дело с такими людьми, как Гитлер или Пол Пота.

Если к социальной шизофрении не относиться, как и к любой иной болезни, если не относиться, как к одной из разновидностей шизофрении, то невозможно будет своевременно ставить диагнозы, выбирать эффективные методы лечения и применять профилактические меры.