4.7. Эффективность экономических систем

Эффективность натурально-плановой и денежно-рыночной систем зависит от количества хозяйствующих субъектов, охватываемых ими.

Эффективность натурально-плановой системы обратно пропорциональна уровню управления. Она падает при увеличении количества хозяйствующих субъектов, охватываемых таким типом управления, и возрастает при уменьшении.

Эффективность денежно-рыночной системы, напротив, повышается при увеличении количества продавцов и покупателей и падает при их уменьшении.

Чем вызвано проявление таких закономерностей с точки зрения информационной экономической теории?

В натурально-плановой системе информация о потребностях общества в определенной продукции, которую получают производители, искажается пропорционально уровню управления. При повышении уровня количество индивидуальных потребностей хозяйствующих субъектов и возможностей производителей растут. Такая информация, поступая к администрации, принимающей управленческие решения, вынужденно обобщается по каким-то важнейшим критериям. При этом исчезают индивидуальные различия в потребностях потребителей и возможностях производителей. На основании обобщенной информации, лишенной индивидуальных различий, ставится задача в виде натурального плана. Производитель, стремясь выполнить в срок такой план, наделяет конкретную продукцию уже своими свойствами, удобными ему для выполнения плана. Производство отрывается от потребителей. Производитель производит не то, что нужно, и не с тем качеством, а наиболее выгодное ему самому. Чем выше уровень управления, тем больше отрыв качества продукции от потребностей потребителей. Именно по этой причине в СССР наблюдались такие явления, как низкое качество производимой продукции при высоких их объемах производства, встречные перевозки грузов, незавершенное строительство и так далее. Борьба за повышение качества в СССР и введение с этой целью «знака качества» не дали существенного результата, и не могли дать, поскольку действует объективный закон эффективности работы натурально-плановой системы. Попытки увеличивать количество планируемых показателей продукции, чтобы повысить ее качество, приводили к дезориентации руководителей предприятий, которые, в конечном счете, пытались выполнять лишь основные количественные показатели плана, игнорируя множество других. Количество показателей, призванных повысить качество продукции, на крупных предприятиях СССР достигало нескольких тысяч, но все они, кроме нескольких основных, все же игнорировались их руководителями.

Можно сколь угодно совершенствовать государственную натурально-плановую систему, но при ее функционировании будут постоянно производить не то, что нужно, и не того качества. Это - как коэффициент полезного действия паровоза - его невозможно существенно поднять. Отрыв производства от потребителей - объективное свойство государственной натурально-плановой системы. Именно по этой причине натурально-плановое государственное управление оказалось неконкурентоспособным по отношению к денежно-рыночной системе.

В период горбачевской «перестройки» критике были подвергнуты натуральные показатели, по которым СССР опережал другие страны в экономическом развитии. Это и тонны-километры перевозимых грузов, тонны выплавляемой стали, тонны добываемых нефти и газа, количество металлорежущих станков, тракторов и экскаваторов. По этим показателям СССР был ведущей страной в мире, а уровень жизни граждан СССР был намного ниже, чем в странах Запада. Не случайно именно со статьи Игоря Клямкина «Лукавые цифры», опубликованной в журнале «Новый мир», началось переосмысливание оценки эффективности работы экономики СССР.

Информация о конкретных потребностях хозяйствующих субъектов и возможностях производительных сил, приходя от них к верхнему уровню управления, а оттуда к конкретному производителю, искажается тем больше, чем выше уровень натурально-планового управления. Зависимость искажения экономической информации от уровня натурально-плановой системы является законом. Отсюда, чем выше уровень натурально-планового управления, тем выше уровень бюрократизации экономической деятельности, тем больше доходы граждан не соответствуют результатам их деятельности на пользу других. Очевидно, что предприятия с численностью работающих более 500 человек начинают работать неэффективно из-за бюрократизации экономической деятельности. Правда, с такой бюрократизацией приходится мириться, если физически нельзя организовать процесс производства на разных предприятиях. Однако, где возможно, нужно стремиться к максимальному понижению уровня натурально-планового управления, разбивая предприятия на несколько самостоятельных в планировании производства конкретной продукции. Но размеры финансового управления и планирования могут быть сколь угодно высокими.

Основной дефект государственной натурально-плановой экономики не в уравниловке, как это было принято считать в годы горбачевской перестройки. Стимулов в ней было вполне достаточно, иначе не смогли бы построить в СССР столько промышленных предприятий, и СССР не стал бы сверхдержавой. Основная беда такой системы заключалась в ее неэффективности. Она не могла точно сообщить руководителям предприятий, какая продукция нужна потребителям больше, а какая меньше или совсем не нужна.

Примером понижения уровня натурально-планового управления производительными силами, приведшего к повышению конкурентоспособности компаний, могут стать автомобильные компании Японии. Размеры предприятий с натурально-плановой системой были сведены до минимума.

Напротив, использование натурально-плановой системы в размерах государства привело к значительному отставанию в уровне жизни граждан СССР от уровня жизни в западных странах при сопоставимом уровне квалификации граждан и более богатых природных ресурсах.

В денежно-рыночной системе деятельностью хозяйствующих субъектов управляют деньги потребителей. Производят то, за что выгодно платят, а за что выгодно не платят, перестают производить. Количество денег, которые платят потребители за товары и услуги, является основной экономической информацией для принятия решений всеми хозяйствующими субъектами. Производители в денежно-рыночной системе свободны в принятии любых решений. Однако они будут соответствующим образом оценены деньгами потребителей, а, следовательно, производитель будет нести неотвратимую ответственность за результаты своей деятельности. Рыночная система построена на удивительном по своему совершенству механизме рождения денежной информации о потребностях общества и передаче этой информации производителям товаров и услуг. Она сосредоточена в количестве денег, которыми оплачивает потребитель товары и услуги продавцов.

С возрастанием количества продавцов и покупателей появляется больше возможности каждому покупателю найти наиболее выгодного продавца, а продавцу наиболее выгодного покупателя. Чем больше объемы рынка, тем более выгодно всем продавцам товаров и их покупателям. Наиболее эффективен международный рынок, как наиболее объемный. С уменьшением размеров рынка эффективность его падает вплоть до полной неработоспособности.

Один из главных выводов: снятие всех барьеров на пути движения товаров, услуг, денег, труда соответствует интересам всех, так как увеличиваются размеры рынка. Создание общего мирового рынка с единой денежной системой и едиными экономическими правилами, в котором не было бы дискриминации каких-либо стран и граждан, а также диктата каких-либо стран или группы стран, должно стать главным направлением в мировой экономике.

Из закона эффективности денежно-рыночной системы следует, что одно и то же количество товара между одними и теми же потребителями при их объединении в одном рынке более эффективно распределяется, чем на нескольких изолированных рынках. Через большие рынки каждый товар находит более выгодного покупателя. Товар на больших рынках выражает свою максимальную полезность обществу, находя свое наилучшее применение.

Вывод: Наиболее эффективное управление экономической деятельностью достигается в том случае, если применять на уровне предприятий натурально-плановую систему с максимально возможным уменьшением ее размеров, а выше необходимо применять денежно-рыночную систему с финансовым управлением и планированием.

Рыночная экономика представляет собой величайший экономический порядок, организуемый и поддерживаемый соответствующими органами управления. Когда они не выполняют свои функции, то наступает хаос (стихия рынка).

Все дефекты денежно-рыночной экономики происходят из-за отсутствия надежной и эффективной системы управления ее работой, из-за отсутствия объективных знаний о закономерностях ее работы. По этой причине натурально-плановая экономика СССР обладала своими некоторыми преимуществами над денежно-рыночной, в ней не было проблем в использовании ресурсов общества, как это происходит в современной экономике, но тратились они крайне неэффективно.

 

Предыдущая глава                    Следующая глава