4.8. Содержание «стоимости» и «денег» –

 фундамент экономической науки

Вопрос, связанный с определением денег и стоимости – один из самых запутанных, как в современной экономической науке, так и на практике. Недаром с переменным успехом идет война между «монетаристами» и их противниками. О том, что экономическая наука до сих пор не знает, что такое деньги, свидетельствует поговорка кейнсианцев (сторонников английского ученого Кейнса): «Если вы не можете определить, что такое деньги, – обратитесь к количественной теории (монетарной) – она окончательно затуманит вам мозг». Английский ученый Питер Браунинг о деньгах писал: «Концепции денег нечетки. Одно определение не хуже и не лучше любого другого. Деньги - это то, чем их считают». До сих пор стоит открытым вопрос, нужно или не нужно материальное обеспечение денег, как это было при золотом эквиваленте?

Практически каждая экономическая реформа в любой стране начинается с попыток оздоровления денежной и финансовой систем. Они, за редким исключением, не улучшали экономическую ситуацию, а ухудшали. По этой причине часто говорят, что процесс финансового оздоровления связан с негативными явлениями, которые необходимо пережить, как неизбежный этап на пути к экономическому росту. Однако наиболее удачные примеры экономической политики опровергают такое мнение. Финансово-денежная реформа Людвига Эрхарда в 1948 году в послевоенной Германии с первого дня дала громадный импульс для роста экономики, что назвали «немецким экономическим чудом». Чтобы такие же реформы стали возможными в финансовой и денежной политике всех стран, нужен иной уровень знаний, чем имеется в настоящее время в экономической науке.

Для определения содержания стоимости и денег нужно исходить из очевидного факта: потратив деньги на одни товары, их невозможно потратить на другие. Тем самым каждый покупатель, деля свой бюджет на статьи расхода, численно соизмеряет ценность одних товаров для него по отношению ко всем другим. При многочисленных актах купли и продажи происходит соизмерение ценности одних товаров по отношению ко всем другим уже для всех покупателей и для всех товаров. Отсюда определение стоимости товаров и денег:

Относительная ценность товаров потребителям, называемая стоимостью универсальное свойство всех товаров, которое численно измеряется покупателями количеством денег при многочисленных актах купли и продажи.

Деньги - такой же измерительный инструмент, как метр или весы, они не требуют своего материального обеспечения. Их вид (наличные, безналичные, электронные) не имеет какого-либо значения на выполнение своих функций. Но они требуют жесточайшей системы управления, чтобы соответствовать своему предназначению. Денежная система держится на доверии хозяйствующих субъектов к деньгам, на отсутствии сомнений как в изменениях покупательной способности денег (инфляция и дефляция), так и возможности потерять их (конфискация и замораживание счетов). Любые действия, подрывающее доверие, в том числе политически мотивированные, грозят переходом на другие виды денег в расчете между хозяйствующими субъектами. Чтобы пользоваться всеобщим доверием, денежные системы должны исключить из своей работы любые механизмы, влияющие на распределение денежных средств между хозяйствующими субъектами. В этом варианте управление денежными и финансовыми системами должны осуществлять некоммерческие организации, и эти организации не должны иметь собственных доходов, их работа не должна использоваться в корыстных интересах кого-либо. Доверие легко потерять, но трудно приобрести.

Какие выводы следуют из такого определения стоимости и денег?

В рыночной экономике происходит конкуренция не только между товарами одного назначения (одни продукты питания с другими), но между всеми товарами, независимо от их отраслевой принадлежности. Истратив деньги, например, на покупку квартиры, нельзя их потратить на покупку автомобиля или продукты питания и наоборот. Люди платят соответствующее количество денег, чтобы удовлетворять свои потребности. Модница больше тратит денег на одежду, алкоголик тратит на соответствующие напитки, коллекционер большую часть доходов тратит на пополнение своей коллекции. Из относительной ценности товаров следует, что изменение цен на одни товары неотвратимо меняет стоимость всех остальных. (Потратив деньги на одни товары, их невозможно потратить на другие). По этой причине существует неотвратимая зависимость всех секторов экономики и экономики всех государств, участвующих во внешнеэкономической деятельности, друг от друга.

Реальная стоимость товара, в отличие от виртуальной, – это количество денег, которыми покупатель оплачивает товар. Только в момент оплаты определяется ценность одних товаров относительно всех других. Отсюда и термин – «теория относительной ценности».

Один и тот же товар в зависимости от времени и места реализации обладает разной стоимостью. Торговые организации, перемещая товар с одного места на другое, пытаются увеличивать спрос на него, а, следовательно, увеличить его стоимость (относительную ценность) своего товара. Разность цен на различных рынках заставляет товары перемещаться в пространстве, находя наиболее выгодных покупателей.

Необходимо отметить, что по средней стоимости товары не покупают. Мировыми ценами могут быть лишь среднестатистические цены, а товары продаются на разных рынках по разным ценам. Еще раз, разность цен на различных рынках заставляет товары перемещаться с одних рынков на другие и находить свое наилучшее применение, выражать свою максимальную ценность для потребителей. Равенство цен на разных рынках прекращает их движение.

Стоимость товара - главная экономическая информация, которая влияет на оценку результатов деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Оценка покупателями деньгами единого свойства всех товаров – их относительной ценности – ориентирует продавцов, а, следовательно, и производителей товаров: что им нужно предпринять, чтобы заработать больше денег. Некоторые убеждаются в правильности своей деятельности и продолжают ею заниматься. Другие, не получив ожидаемого дохода, меняют ее характер. Третьи, получив результат выше ожидаемого, расширяют масштабы своей деятельности.

В условиях ложной экономической информации, ложной стоимости, которую ежечасно рождает экономическая система, принять успешные решения, в том числе и органам экономического и финансового управления, невозможно. Отсюда и название излагаемой теории – «Информационная экономическая теория (теория относительной ценности)».

Если деньги меняют свою покупательную способность во времени (инфляция или дефляция), то происходит искажение информации о стоимости товаров во времени. При инфляции и дефляции происходит то же самое, что и при измерении длины предметов резиновым метром.

Как только деньги отрываются от купли и продажи товаров, они перестают ими быть, превращаясь либо в инструмент азартных финансовых игр на фондовых биржах (типа фишек в казино), либо временно выбывают из экономической деятельности, выполняя функцию сбережений (тезаврация).

Политика в финансовой сфере, отрывающая деньги от купли и продажи товаров, приводит к дестабилизации экономики.

Деньги – величайшее изобретение человечества, которое позволило придать экономической деятельности людей общественный характер. Но человечество еще не нашло эффективных систем управления их распределением между хозяйствующими субъектами. Оно не нашло таких систем, в которых стали бы невозможны паразитические, коррупционные и криминальные доходы. Эти проблемы необходимо решать, но нельзя из-за факта их существования отвергать или ломать саму систему. Зло не в деньгах, а в неэффективных и паразитических системах их распределения, в том числе криминальных и коррупционных.

Отсюда деньги в рыночной экономике - это не только инструмент численного соизмерения относительной ценности товаров, но и одновременно инструмент распределения покупательной способности между хозяйствующими субъектами.

Можно сделать очень важный вывод о том, что стоимость товаров определяется не только их потребительскими качествами, но и сложившейся в обществе системе распределения доходов.

Например, при резком расслоении доходов граждан стоимость предметов роскоши и высококачественной продукции становится более высокой. Их производство оказывается более выгодным, чем производство товаров массового потребления. Напротив, при невысоком уровне расслоения доходов стоимость товаров массового потребления возрастает по отношению к стоимости товаров роскоши и стимулирует производство товаров массового потребления. Товары роскоши из-за меньшего денежного спроса становятся для производителей менее привлекательными, чем товары массового потребления. Налогово-бюджетная политика государства, изменяя соотношение реальных доходов граждан, влияет тем самым на структуру спроса и на объемы производства всех товаров.

Однако без оплаты первых образцов товаров по высокой стоимости, они не могут в будущем стать товарами массового потребления, наступает застой, а политика выравнивания доходов будет играть роль тормоза в развитии экономики. В каждый момент времени нужно выбирать политику выравнивания доходов в зависимости от реального положения дел.

 

Предыдущая глава                    Следующая глава