4.11. Основной закон рынка

         В рыночной системе с одной стороны множество продавцов, а с другой покупателей. В этой системе существует механизм, который позволяет каждому товару найти своего покупателя. Таким механизмом является  стремление цен к равенству спроса и предложений.

Чтобы товар был продан, нужно согласие продавца и покупателя в количестве денег, которыми он будет оплачен (стоимость товара). Если желающих купить товар за определенное количество денег будет больше количества какого-то товара, то он исчезнет из свободной продажи (дефицит). Если, наоборот, то невозможно будет весь товар продать за допустимое время его реализации, какая-то его часть будет как бы «лишней» («перепроизводство»). 

Существуют два механизма нахождения каждым товаром своего покупателя, два механизма установления равенства спроса и предложения.

Стоимость товара повышается до тех пор, пока не останется один покупатель (аукцион). Стоимость товара снижается до тех пор, пока не найдется хотя бы один желающий купить товар. Эти два механизма образования стоимости товара приводят к ценам равенства спроса и предложений, один – при движении назначенных цен продавцом снизу вверх, а другой – сверху вниз. Хотя в реальной жизни найти абсолютное равновесие практически невозможно, однако стремление к нему и составляет главный механизм рыночной системы. Без движения цен к равновесным рыночная система существовать не может, она разрушается.

Отсюда в рыночной системе существуют не одна, как это принято считать, а две цены на каждый товар.

Цена продавца. Это цены, по которой продавцы хотел бы продать свой товар. Цены всех непроданных или неоплаченных товаров, цены, объявленные собственниками товара, но не оплаченные покупателями - относятся к ценам продавцов. Цена товара, отданного в долг или в кредит, но не оплаченного потребителем, также относится к цене продавца, поскольку неизвестно, отдаст ли долг или погасит ли кредит покупатель товара. Конечно, тот, кто отдавал товар в долг или в кредит, надеется, что долг вернут или кредит будет погашен, иначе бы он не поступал таким образом. Но и все производители товаров надеются, когда производили товар, что они продадут их по цене, на которую они рассчитывали, исходя из получения соответствующего дохода для себя. Однако в большинстве случаев желания продавцов не удовлетворяются покупателями товара (владельцами денег). До тех пор, пока товар не оплачен деньгами, цена товара будет оставаться только ценой продавца, его желанием, чтобы покупатель таким, а не меньшим количеством денег оценил бы результат его деятельности. Но между желанием и действительностью большая дистанция. Главное в рыночных (денежных) отношениях – согласится ли с этим желанием продавца покупатель, сможет или согласится он оплатить таким количеством денег товар.

Цена покупателя (стоимость товара) – это такая цена, по которой товар был оплачен в действительности, то есть цена, признанная покупателем. Ее нельзя вычислить каким-либо образом. Ее можно лишь узнать при реализации товара.

Если не принимать во внимание аукционы, то в рыночной системе цены продавцов всегда выше реальных цен, что обеспечивает наличие всех товаров в свободной продаже, независимо от их количества (включая и трудовые ресурсы на рынке труда). Если цены продавцов оказываются ниже реальных, то неотвратимо образуется их дефицит, и денежное распределение производимой продукции и наемного труда становятся невозможными из-за их отсутствия в свободной продаже.

Основной закон рынка

В рыночной экономике существует сила – ответственность продавцов товара за его реализацию, принуждающая снижать цены до уровня признания их покупателями.

Такая сила приводит к движению цен на все товары к равенству спроса и предложения. Эта сила заставляет продавцов, в конце концов, объявлять не те цены, по которым они хотели бы продать товар, чтобы получить больший доход, а только такие, по которым покупатели смогут или захотят оплатить товар. Цена реализации товара становится результатом главного процесса рыночных отношений, приводящего к согласию продавцов и покупателей (гласного – в процессе торговли или подписания контракта или негласного, когда продавец корректирует свою цену в зависимости от активности реализации своего товара).

Если цены кто-то назначает (государство или люди, контролирующие рынки сбыта), то рыночные отношения между продавцами и покупателями деградируют. Исчезает процесс согласования интересов продавцов и покупателей. Денежно-рыночная система будет перерождаться в натурально-плановую, в которой кто-то будет планировать количество производимой продукции. Товары же будут стремиться к перемещению в другие места, где свободной купле и продаже не мешают.

Необходимо отказаться от широко распространенного мнения о свободных ценах в рыночной экономике (либерализация цен). Цены в рыночной экономике должны жесточайшим образом зависеть от покупателей, а не быть свободными от них.

Каждый товар обладает своим допустимым сроком реализации. У одних он может исчисляться часами, у других – месяцами, а иногда годами, как, например, у произведений искусств. Нереализованные товары требуют расходов на их хранение, а многие теряют при этом свои качества, следовательно, покупатели меньше могут за них заплатить, если их не продать вовремя.

Стоимость товара не может быть известна заранее или каким-либо образом вычислена, поскольку она является оценкой конкретными потребителями результатов деятельности конкретных продавцов. Все хотят как можно точнее предугадать спрос покупателей. Но этот прогноз всегда будет неточен. Так же как работа автопилота построена на отклонении самолета от заданного курса, рыночный механизм построен на отклонении прогнозируемых цен (цен продавцов) от реальных цен (признанных покупателями). Чем больше отклонение, тем более существенные коррективы вносят продавцы в производство и реализацию товаров.

Разность между ожидаемыми ценами (ценами продавцов) и реальными (признанными покупателями, стоимостью товара) является главной управляющей силой в рыночной экономике. Стоимость товаров становится механизмом оценки результатов деятельности предприятий покупателями.

Этот механизм направляет одних людей на наиболее эффективную деятельность на пользу других. В стоимости заложена практически вся экономическая информация, на основании которой принимают решения все хозяйствующие субъекты, в том числе и органы государственной власти. Деньги покупателей становятся главной управляющей силой в рыночной системе. Покупателями могут быть граждане, представители государства и представители различных предприятий и организаций.

Если государство или еще кто-то устанавливают цены на товары, вычисляя их каким-то образом, то исчезает предмет договора продавца и покупателя. Принудительная установка цен возможна посредниками, если нет механизма согласования цен между продавцами и покупателями, если возникают конфликтные ситуации.

Еще раз, если цены, принудительно установленные, оказываются ниже равенства спроса и предложений, образуется избыток покупателей, желающих купить по такой заниженной цене товары, что приводит к их дефициту (отсутствию в свободной продаже) и невозможности их денежного распределения. Продавцы же, не желая упускать свою выгоду, будут продавать свои товары нелегально по ценам согласия продавцов и покупателей. Так рождается «черный» рынок. Если назначенные цены оказываются выше равновесных, то происходит «затоваривание», а затем и сокращение производства до объемов, при которых установленная цена становится равновесной между спросом и предложением.

В конце 50-х и в начале 60-х годов в СССР, в условиях отсутствия рыночной экономики, в магазинах было изобилие товаров, но лишь советского производства. В те времена до тридцати процентов товаров не реализовывалось в розничной продаже из-за превышения цен над возможностями покупателей. У населения не хватало денег для того, чтобы по установленным государством ценам можно было продать в магазинах все, что было произведено.

Где устанавливают цены выше равенства спроса и предложений, там вынуждены сокращать объемы продажи, что приводит к планированию объемов производства. Например, установление цен странами ОПЕК на нефть привело к планированию квот на продажу нефти этими странами. То же самое происходило при установлении цен на сельскохозяйственную продукцию в странах Общего рынка. Им пришлось устанавливать и объемы производства сельскохозяйственной продукции (квоты) каждой стране, входящей в Общий рынок.

Изобилие товаров на прилавках – не показатель рыночных отношений в обществе, как это считают некоторые «экономисты-либералы», и тем более не может служить показателем успеха рыночных реформ.

Успех рыночных реформ может быть тогда, и только тогда, когда цены на все товары стремятся к равенству спроса и предложения, когда все товары находятся в свободной продаже, но, в конце концов, они продаются в допустимый для каждого товара срок. Только цены, как продукт согласия продавцов и покупателей, могут быть основой денежно-рыночной системы.

Цены в рыночной экономике нельзя регулировать кому-либо, в том числе и органам государственной власти, поскольку цены сами являются регулятором спроса и предложений. Это также справедливо, как нельзя регулировать показания градусника, нужно менять температуру объекта измерения, а не сами показания. Цены на рынке не могут быть «хорошими» или «плохими», «справедливыми» или «несправедливыми», они могут либо стремиться к равенству спроса и предложений, либо нет. «Плохим» или «хорошим» могут быть лишь отношения между хозяйствующими субъектами и механизмы формирования денежных доходов. Социально-ориентированная политика государства направлена на уменьшение расслоения по уровню доходов бедных и богатых, а либеральная – не предусматривает их выравнивания. Криминальная экономика позволяет людям обогащаться преступным путем и т. д. Но рыночная экономика не позволяет вмешиваться кому-либо в отношения между продавцами и покупателями в вопросе о цене товара.

При рыночных отношениях цены не могут расти по воле продавцов. Понятие «необоснованно завышенные цены» является невежественным. Если рыночные отношения между продавцами товаров и покупателями существуют, то цены продавцу невозможно завысить, чтобы не быть наказанным за это покупателями. Об этом нам говорит основной закон рынка. Цены не грибы, чтобы расти, как им вздумается. Если такие явления происходят, то свидетельствуют о серьезных нарушениях в отношениях между продавцами и покупателями, в отсутствии ответственности продавцов и других хозяйствующих субъектов за результаты своей деятельности. Не цены нужно регулировать, а отношения между хозяйствующими субъектами.

Итак, центральный вопрос для экономики государства – откуда появляется сила, принуждающая продавцов снижать цены до уровня признания их покупателями? То есть до уровня, который устанавливает равенство спроса и предложения на все товары?

Такой силой является интерес собственника товаров в производстве доходов для себя. Если собственник товара не будет воздействовать на продавцов, чтобы они снижали цены до уровня признания их покупателями, он будет нести максимальный убыток из-за нереализации всего товара или его части. Игнорирование этой силы способно нанести максимальный ущерб собственнику из-за неоплаты товара. Она заставляет продавцов порой снижать цену даже ниже себестоимости, так как вариант вернуть хотя бы часть затраченных денег предпочтительнее варианта полного отсутствия оплаты товара. Конечно, если реальная цена товара оказалась ниже затрат собственника или принесла ему слишком маленький доход, то он будет вынужден после продажи товара изменить свою деятельность. Он либо найдет другие рынки сбыта, либо прекратит производство, либо найдет пути уменьшения затрат на производство и реализацию, либо найдет способы повышения качества продукции или ее рекламы, что должно повысить спрос на товар. Но уже имеющийся товар собственник вынужден продать по ценам, признаваемым покупателями, чтобы не нанести себе максимальный ущерб.

Сила, которая принуждает продавцов товара снижать свою цену до уровня признания их покупателями, не появится, если у товара будет отсутствовать ответственный собственник в виде частных лиц или представителей государства собственника.

 

Предыдущая глава                    Следующая глава