5.5. Денежная и финансовая системы

Денег для обслуживания хозяйственной деятельности должно быть не больше и не меньше, чем это необходимо для эффективного функционирования экономики. При этом работа денежной и финансовой систем не должна зависеть от поведения хозяйствующих субъектов и стихийно складывающихся ситуаций, она должна управлять ими.

Необходимо отметить, что надежность их работы должна быть выше по значению, чем удобства для хозяйствующих субъектов и скорость расчетов, поскольку ущерб от ненадежной работы денежных и финансовых систем намного превосходит их по значению.

Эти системы не должны зависеть от внешнеэкономической деятельности, в том числе от курса валют. Работа всей экономики, конечно, зависит от внешнеэкономической деятельности, но обслуживание денежными средствами работы внутреннего рынка не должно зависеть от внешних факторов. Валюта иностранных государств – это всего лишь «ценные бумаги», поскольку не является платежным средством на внутреннем рынке. Она представляет собой обычный товар, который конкурирует со всеми остальными. Потратив деньги на покупку валюты или другие ценные бумаги, их невозможно потратить на покупку обычных товаров и оплаты услуг.

В национальных системах важны потоки денежных средств, а не их количество (денежная масса). Обеспечение и регулирование необходимых потоков для эффективного функционирования внутреннего рынка – должно быть основной целью работы национальных банков, в том числе надежное функционирование платежной, бюджетной, пенсионной, страховой и других систем. По этой причине у государственной денежной и финансовой системы не должно быть функций накопления денежных средств. Не должно быть вообще каких-либо государственных денежных резервов в национальной валюте. Накопление денежных средств необходимое условие для обеспечения деятельности каждого хозяйствующего субъекта, но она бессмысленна в отношении всей системы. У системы всегда есть возможности для эмиссии денежных средств, если этих средств оказывается недостаточно. Национальные системы должны иметь также и возможности для неконфликтного изъятия денежных средств из хозяйственной деятельности, поскольку денег должно быть и не больше, чем это нужно.

Поскольку национальные банки выполняют управляющие функции, то их работа не должна строиться на бухгалтерском учете пассивов и активов.  Они не должны иметь собственных доходов и сбережений, а, следовательно, деятельность национальных банков должна финансироваться из бюджета государства, как и все другие государственные системы управления. Необходимо разработать новые проекты работы национальных банков, которые позволили бы им эффективно выполнять свою основную функцию – эффективно обслуживать деньгами работу внутреннего рынка.

В ведении национального банка должна быть и национальная платежная система, независимая от внешнего воздействия, поскольку она является неотъемлемой частью денежной системы. Без платежной системы денежная система не работает. Если платежные системы не являются подразделениями национального банка, то такой банк неотвратимо теряет свои функции управления, а в денежной системе будут происходить непредсказуемые негативные процессы.

Технология работы национальных банков должна быть такой, чтобы не было возможностей использовать их работу в корыстных интересах кого-либо.

Руководство национального банка должно нести персональную ответственность за эффективное обслуживание деньгами работы внутреннего рынка, согласно заключенным контрактам.

Национальный банк должен производить деление потоков потребительских и инвестиционных денежных средств. По этой причине его деятельность должна осуществляться двумя разными подразделениями по обеспечению коммерческой и некоммерческой деятельности. Некоммерческая деятельность должна обслуживать потребительские расходы граждан и расходы бюджетов разных уровней.

Для некоммерческой деятельности таким подразделением в России мог бы стать, как это было сказано ранее, Сбербанк. Он же мог бы выполнять и роль казначейства для бюджетов разного уровня, а также обслуживать некоммерческие организации. Для поддержания постоянной покупательной способности потребительских денег подразделение национального банка (в нашем предложении это Сбербанк) должно иметь право вводить антиинфляционный налог и антидефляционный доход. Такой налог и доход должен распространяться не на все средства на счетах граждан, а только на ту их часть, которую снимают для потребительских расходов.  Тем самым можно будет регулировать величины склонности к потреблению и склонности к накоплению хозяйствующих субъектов, что способно поддерживать покупательную способность денег в заранее заданном интервале и блокировать появление инфляции и дефляции, негативно влияющих на планирование хозяйствующими субъектами своего будущего.

Вторая задача национального банка – это регулирование потоков коммерческих (инвестиционных) денежных средств для эффективного обслуживания внутреннего рынка.

Она может быть выполнена в виде кредитования коммерческих банков под определенный процент. Размеры кредита должны зависеть от уровня ответственности собственников банка или их представителей в случае государственной собственности. Величина процента кредита определяется текущим состоянием экономики. При свободных ресурсах процент кредита должен снижаться, при их дефиците подниматься. Соотношение уровней ответственности хозяйствующих субъектов должна определять распределение кредитов. Процент кредита и уровень ответственности – главные регуляторы потоков инвестиционных денежных средств в таком варианте. Кредитование коммерческих банков должно зависеть также от их направленности (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование), поскольку требует разных условий их функционирования. Их соотношение должно устанавливаться экономической политикой государства и обеспечиваться национальными банками пропорциями между видами кредитов, которые зависят от соотношения финансирования настоящего и перспективного будущего.

Обеспечение эффективной работы коммерческого сектора должно предусматривать блокирование национальными банками цепных реакций от неудач в деятельности отдельных банков и компаний. Финансовая система должна быть устойчивой и неподверженной каким-либо кризисам неплатежеспособности. В связи с этим необходимо рассмотреть вариант передачи всех или некоторых функций страховых компаний национальным банкам.

Итак, для того, чтобы национальные банки могли выполнять свои функции, к ним должны предъявляться следующие требования:

1. Работа национальных банков относится к управлению работой всех хозяйствующих субъектов. По этой причине национальные банки должны быть некоммерческими организациями и содержаться за счет бюджета государства. У них не должно быть собственных доходов, так как цель их работы некоммерческая – обеспечение надежной работы финансовой системы как единого целого, а не продажа денежных средств отдельным финансовым учреждениям с целью получения доходов. Должны быть созданы все условия, которые не позволяли бы использовать работу национальных банков в корыстных интересах отдельных хозяйствующих субъектов.

2. Национальные банки не должны иметь отношения к формированию и распределению денежных средств национальных бюджетов. Такие функции должны быть у других государственных организаций. Если национальный банк будет в какой-то степени привязан к решению вопросов бюджетного характера, то он не сможет проводить эффективную денежную политику. Каждый в государстве должен выполнять свои функции и их руководители должны нести персональную ответственность за выполнение только своих обязанностей.

3. Национальные банки должны поддерживать постоянную покупательную способность потребительских денег на внутреннем рынке, осуществляя их эмиссию или изъятие.

4. Национальные банки должны поддерживать достаточное количество коммерческих (инвестиционных) денежных средств и их распределение по регионам, чтобы наиболее эффективно использовать все ресурсы общества коммерческим сектором народного хозяйства для производства доходов.

5. Национальные банки должны осуществлять регулирование соотношения между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными направлениями кредитования в соответствии с основными направлениями экономической политики государства.

6. Работа национальных банков должна основываться на совершенно иных принципах, чем работа по бухгалтерскому учету активов и пассивов. Система работы национальных банков должна строиться на эмиссии и изъятия денежных средств, как некоммерческих (потребительских), так и коммерческих (инвестиционных).

7. Национальные банки должны определять правила работы национальной денежной и финансовой системы, контролировать работу всех финансовых учреждений и предприятий, а также обеспечивать устойчивую работу национальной платежной и страховой систем. У национальных банков должна быть монополия в платежной системе, поскольку без нее денежная система не работает.