4.10. Деньги коммерческие и некоммерческие

Необходимо различать два типа денег: коммерческие (инвестиционные) и некоммерческие (потребительские). Эти деньги нельзя отличить друг от друга по какому-либо внешнему признаку. Они постоянно переходят друг в друга. Тип денег можно отличить только по целям, для достижения которых их тратят.

Коммерческие деньги (инвестиционные денежные средства) тратят для получения дохода. Когда их тратят, то прогнозируют, какой доход и через какое время получат владельцы этих денег. Такие деньги не влияют на уровень цен товаров конечного потребления, а, следовательно, от их количества не зависит покупательная способность денег (инфляция и дефляция).

Некоммерческие деньги (потребительские денежные средства) тратят для удовлетворения потребностей граждан и общества. Когда их тратят, то не прогнозируют, какой доход они принесут в будущем. Семья, покупая продукты питания, не вычисляет, какой она получит доход в будущем от такой траты денег. Однако для собственника предприятия деньги, предназначенные для выплаты заработной платы, являются инвестиционными, заработная плата входит в себестоимость товаров. Если граждане, получившие зарплату, направляют часть ее в коммерческие банки, то и эта часть денег остается коммерческой (инвестиционными денежными средствами), так как граждане вычисляют, какой доход принесет им эта часть денег в будущем.

Такое разделение денег приведет к проектированию наиболее эффективной финансовой и денежной систем.

Спрос со стороны некоммерческих (потребительских) денег определяет уровень цен на товары конечного потребления, а, следовательно, покупательную их способность, от которой зависит уровень инфляции или дефляции.

Спрос же со стороны коммерческих (инвестиционных) денег определяет степень использования ресурсов общества, в том числе и трудовых, в целях производства доходов для хозяйствующих субъектов, он не влияет на уровень цен потребительских товаров.

Эффективная денежная политика должна поддерживать:

– постоянную покупательную способность некоммерческих денег (отсутствие инфляции и дефляции);

– количество коммерческих денежных средств достаточным для использования максимального количества ресурсов общества в эффективной деятельности, в том числе и трудовых ресурсов.

В связи с таким выводом необходимо отметить, что политика поддержания курса валют, сокращения дефицита бюджета и другие монетарные меры, не связанные с выше перечисленными, являются ошибочными и ведут к негативным последствиям.

Пропорция коммерческих и некоммерческих денег в мелких хозяйствах может достаточно эффективно определяться самими собственниками денег. Они способны правильно определять - какую часть денег направлять для производства доходов, а какую часть тратить на потребительские расходы. Этим и объясняется успех рыночных реформ в Китае и нэпа в России, когда основная масса работающих была занята в мелких крестьянских хозяйствах, торговле и предприятиях промышленности группы «Б».

В условиях развитого промышленного производства эффективная пропорция денежных средств, направляемых на производство доходов и на потребление, без регулирующей роли систем управления установиться не может. Такую пропорцию можно установить дифференциацией налогов на денежные средства, направляемые на потребление (подоходный налог) и на производство доходов (налоги на предприятия).

Низкие налоги или их отсутствие на инвестиционные денежные средства (деньги предприятий) и высокие налоги на денежные средства, направляемые на потребление (подоходный налог), приводят к увеличению инвестиций и к уменьшению расходов на потребление.

Однако подоходные налоги не должны снижать покупательную способность населения, поскольку таковое приведет к разрушительной дефляции. Речь должна идти лишь об изменении характера налогообложения, а не о снижении реальных доходов граждан. Количество потребительских денег должно поддерживаться национальными банками из условия сохранения постоянной покупательной способности, чтобы не допускать ни разрушительной инфляции (понижение покупательной способности денег), ни еще более разрушительной дефляции (повышение покупательной способности денег).

Чтобы прояснить ситуацию с налогами, нужно понять, что налоги с предприятий выполняют функцию эмиссии потребительских денег, которую можно осуществлять и без таких налогов. Но налоги на предприятия – это такая эмиссия потребительских денег, которая подавляет активность производительных сил, она уменьшает количество инвестиционных средств у предприятий.

Изменение покупательной способности потребительских денег (населения и бюджетных) во времени приводит к ложной рентабельности работы предприятий. При инфляции происходит лишь численное, ложное увеличение прибыли предприятий. При дефляции - ложное ее снижение, вследствие чего наступают ложные массовые банкротства (кризисы перепроизводства). Ложные банкротства из-за дефляции, вызванной сокращением количества денег в хозяйственной деятельности, оказались главной причиной Великой депрессии в США.

Ложное банкротство при дефляции приводит к остановке производства, а ложное повышение рентабельности при инфляции к неэффективному использованию ресурсов. При инфляции тратят дорогие деньги, а получают увеличенное количество дешевых, чем и объясняется численное ложное повышение рентабельности предприятий. Хозяйствующие субъекты реагируют на такую ложную экономическую информацию увеличением процента за кредиты денежных средств. Кредиты становятся дорогими. В условиях непрогнозируемого роста цен долгосрочная и среднесрочная кредитная деятельность резко сокращаются, что, в конечном счете, приводит к стагфляции, то есть к спаду производства при увеличении количества денег у потребителей.

При дефляции заем денег становится разорительными для производителей товаров. Они занимают дешевые деньги, с низкой покупательной способностью, а вынуждены отдавать дорогие, да еще и с процентами.

По этой причине золотой эквивалент денег из-за накладываемых им ограничений на рост массы денег, которая не поспевала за ростом объемов производства, приводила к так называемым циклическим кризисам перепроизводства. Избавление от долговых обязательств собственников предприятий перед кредиторами происходило за счет массовых банкротств. При банкротстве новые собственники, освобожденные от груза долговых обязательств бывших собственников, могли снова начать производство товаров, что приводило к оживлению, а затем к экономическому росту. Но затем и новые собственники из-за дефляции снова попадали в ситуацию ложных банкротств (спад производства и кризис перепроизводства). При дестабилизирующей монетарной политике государства кризис мог достигать катастрофических размеров. Горы продуктов питания и толпы голодных - главная характеристика экономики США во времена Великой депрессии. Дело доходило до уничтожения громадного количества товаров потребления, чтобы остановить падение цен на них. Самое главное лекарство от этой болезни - это увеличение массы денег в экономике, что и сделал Рузвельт с помощью широкомасштабного финансирования общественных работ. Однако простая эмиссия денег и без этих работ привела бы к более быстрому выходу экономики США из кризиса тридцатых годов прошлого столетия.

Золотой червонец в России в двадцатых годах двадцатого столетия также привел к кризису платежеспособности, что и стало главной причиной отказа руководства СССР от нэпа и переходу к пятилетним планам развития народного хозяйства, т. е. к натурально-плановой государственной системе. Крестьяне отказывались продавать продовольствие из-за снижения цен на свой товар. Задним числом можно сколько угодно обвинять Сталина за отказ от нэпа. Но в то время, когда экономику всего мира поразила Великая депрессия, все человечество с надеждой смотрело на эксперимент с плановым ведением народного хозяйства в России, который мог бы найти альтернативу безумному состоянию мировой экономики того времени. Великий Эйнштейн по этому поводу высказывался так: «Потомки с благодарностью будут вспоминать опыт России, впервые доказавшей возможность планового ведения хозяйства».

При формировании экономической политики государства большое значение имеют процессы перехода денег из коммерческих в потребительские и наоборот. Таких переходов может быть несколько.

Собственники коммерческих предприятий отчисляют часть доходов предприятий (деньги предприятий – коммерческие деньги) в свой личный бюджет на потребительские расходы. В этом случае коммерческие деньги предприятия превращаются в потребительские деньги в виде доходов собственника. Необходимо при этом отметить, что производство доходов для собственника предприятия (потребительские деньги) является целью их работы и положительно воздействует на состояние экономики государства.

Собственники коммерческих предприятий, выплачивая заработную плату наемным трудящимся и наемной администрации предприятий, переводят коммерческие денежные средства предприятий в потребительские деньги наемного труда. Однако надо отметить, что заработная плата не является целью работы коммерческого предприятия. Для собственника предприятия деньги, которые идут на оплату труда, являются инвестиционными. Они ничем не отличаются от денежных средств, идущих на закупку средств производства. Но деньги, переходя в руки наемного труда, которые они хотят потратить на удовлетворение своих потребностей, превращаются в потребительские.

То же происходит, когда предприятия выделяют денежные средства на спонсорскую помощь или на благотворительные цели. Они переводят коммерческие деньги предприятий в потребительские. Но если оплата труда носит инвестиционный характер, стимулирующий производство товаров, то спонсорская и благотворительная деятельность уменьшают инвестиционную деятельность предприятий, что оказывает негативное влияние на экономическую деятельность.

Когда государство забирает денежные средства предприятий через налоги в бюджет, то происходит процесс перевода коммерческих денег предприятий в потребительские бюджетные, так как бюджетные расходы относятся к некоммерческим расходам. Однако если доходы собственника - цель работы коммерческих предприятий (она заставляет собственника оставлять достаточно денежных средств для коммерческой деятельности предприятий, думая о своих будущих доходах), а заработная плата стимулирует труд для увеличения доходов предприятий, то налоги с денег предприятий носят негативный характер. Налоги на денежные средства предприятий уничтожают коммерческие деньги и увеличивают количество потребительских, что равноценно эмиссии денежных средств, используемых на потребление.

Использование налогов на денежные средства предприятий для наполнения государственных бюджетов негативно влияет на экономическую ситуацию. Необходимо вообще отказаться от такого типа формирования бюджетов. Налоги на предприятия должны играть лишь регулирующую роль, искусственно повышая себестоимость товара для сокращения определенных видов деятельности, например, производства алкогольной и табачной продукции, экологически вредных технологий, а также для регулирования импорта и экспорта. Но эти налоги не должны наполнять бюджет, чтобы не напоминать ситуацию с «пьяными бюджетами», наполняемые за счет увеличения потребления алкоголя.

Нужно отметить, что кражи денег у предприятий и у граждан влияют на экономику по-разному. Кража денег у предприятий наносит двойной ущерб, ибо уничтожает еще и инвестиционные деньги предприятий, что приводит к спаду их активной деятельности. Перейдя через руки преступников в потребительский сектор, краденые деньги играют такую же роль, как и фальшивые. То есть кража денежных средств у предприятий выполняет еще и роль фальшивомонетчиков для экономики государств. Если происходит кража денег у граждан, то экономическая активность в обществе не уменьшается. И трудящиеся, и собственники коммерческих предприятий на следующий день после кражи будут заниматься тем же самым, что и до нее (возможно еще более активно, чтобы восполнить свои потери). При этом количество потребительских денежных средств в экономике не меняется. Но если деньги крадут у предприятий, это приводит к сокращению объемов производства и занятости из-за недостатка денег на оплату труда и закупку инвестиционных товаров для предприятий, а общее количество инвестиционных денежных средств в экономике страны уменьшается.

 

Предыдущая глава                    Следующая глава