3.3. Практические выводы

1. В каждом из нас проявляются и действуют поочередно два разных «Я», два разных человека - социальное «Я» (сЯ) и индивидуальное «Я» (иЯ). Они решают совершенно разные по своему характеру задачи. По этой причине у них разный характер мышления и поведения, разный по своему содержанию язык общения, разные оценки результатов деятельности. У сЯ мышление и язык художественные, лишь больше или меньше соответствуют действительности, а у иЯ мышление и язык стремятся отобразить мир таким, каким он есть на самом деле. Социальное «Я» стремится занять более высокое социальное положение в обществе, а индивидуальное «Я» стремится успешно решить практические задачи. Социальному «Я» необходимо выглядеть в нужном для него свете, а индивидуальному «Я» нужно что-то успешно сделать. Что может одно из наших «Я», не под силу другому, и наоборот.

2. Как только мы начинаем оценивать людей относительно друг друга, в том числе и себя относительно других, в нас начинает действовать человек социальный.

И, напротив, как только мы начинаем оценивать результаты деятельности людей, общества и свои собственные, в это же самое время в нас начинает действовать человек индивидуальный, способный находить успешные решения, как общественных проблем, так и своих собственных.

Одновременно в двух состояниях, в состоянии человека социального и индивидуального, находиться невозможно, либо в одном, либо в другом.

3. Когда идет речь о решении каких-либо проблем, то возможны два варианта взаимоотношений участников. Поскольку у сЯ цель дискуссии выглядеть лучше других, то победа одного означает поражение другого. Побеждает тот, кто искусней в споре. Совершенно иначе обстоит дело с иЯ, поскольку цель иЯ – найти наилучшее решение проблемы. Если нашли ее решение - все участники процесса оказываются победителями, а не нашли – все становятся проигравшими.

По этой причине в споре не рождается истина, в нем рождается победитель и побежденный. Ожесточенные дискуссии – признак конфликта интересов спорящих. Когда заняты решением проблем, то не дискутируют, а заняты совместно поиском различных вариантов, проверкой их на состоятельность и выбором из них наиболее эффективных и надежных вариантов.

4. Высокопрофессиональная деятельность в стенах государственных и политических организаций невозможна, поскольку в них созданы условия для проявления только социального «Я». Чиновникам и политикам, в первую очередь, нужно выглядеть перед кем-либо в выгодном для них свете, а не успешно решать практические задачи, они не приспособлены решать сложные проблемы в социальной и экономической области. По этой причине разработка каких-либо проектов реформ, законов, социальных и экономических программ должна находиться вне компетенции государственных органов власти и политических организаций. Это также верно, как в таких организациях не разрабатывают проекты какой-либо техники. По этой причине разработкой проектов решения социальных и экономических проблем должны заниматься специализированные проектные и научно-исследовательские организации, ответственные за результаты своей работы, как это принято при решении задач в технической области деятельности.

5. Отсутствие конкуренции между людьми, занятыми социальной (сЯ) и профессиональной (иЯ) карьерой, – одно из основных условий успешной деятельности. Они должны сотрудничать, но не конкурировать, как это имеет место, например, в спорте. Спортсмены и тренеры, с одной стороны, и чиновники от спорта, с другой, не конкурируют друг с другом, поскольку решают совершенно разные задачи, но они нужны друг другу, они связаны единой целью.

Можно привести такие удачные решения при создании атомной бомбы. В США нашли наиболее профессионального в этой области ученого - Оппенгеймера, а для организационной работы во главе Манхэттенского проекта поставили генерала Гровса. В СССР Начальником КБ-11 был назначен заместитель министра среднего машиностроения СССР, генерал-лейтенант инженерно-танковой службы П. М. Зернов, а главным конструктором был назначен ученый Ю. Б. Харитон.

Почему профессиональная и социальная деятельность несовместимы? Профессиональная деятельность требует абсолютной честности, иначе невозможно достичь успеха, а социальная часто игнорирует ее, иначе невозможно эффективно влиять на поведение, мнение и решения других.

Сами руководители государств и компаний не могут быть талантливыми или бездарными. Все зависит от того, на кого они опираются при решении различных проблем.

Кто обладает надежной системой отбора талантливых ученых и специалистов, сам становится талантливым. Кто опирается на посредственных людей – становится посредственным, на невежественных – невежественным.

Совмещение профессиональной и социальной деятельности приводит неотвратимо к неудачам. Руководитель организации не будет привлекать к работе людей выше его по профессиональным качествам, поскольку тот станет его конкурентом на должность руководителя.

6. Наш язык выполняет две разные функции:

– оказывает влияние на настроение, поведение и принятие решений людьми;

– передает информацию для успешного использования ее в практической деятельности.

Чтобы эффективно влиять на людей, нужно что-то преувеличить, что-то приуменьшить, придумать чего не было на самом деле, умолчать о чем-то, иначе невозможно добиться успеха. Такой язык можно назвать «художественным». 

А для того, чтобы успешно решать проблемы, нужна информация, точно отражающая, что есть на самом деле, нужно видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким как может казаться. Такой язык можно назвать «рабочим», «профессиональным».

Язык писателей, деятелей искусств, религиозных деятелей, политиков, журналистов всегда художественный, поскольку им необходимо влиять на людей в нужном для них направлении, но он не предназначен для успешного решения проблем общества.

Язык настоящей науки и разработчиков проектов – рабочий язык, язык профессиональный. Но он не предназначен для влияния на мнение и поведение людей. Как следует из открытия Густава Лебона, все попытки использования логики для влияния на массы – прямой путь к поражениям.

Когда говорят на разных видах языка (художественном и рабочем), то разговор напоминает «разговор слепых с глухими».

Когда мы разговариваем или обращаемся к человеку, необходимо знать, с каким мы имеем дело: социальным или индивидуальным. Если мы имеем дело с человеком индивидуальным, который хочет совместно с нами успешно решить какую-либо задачу, с таким человеком можно говорить откровенно, можно смело вскрывать его ошибки и просчеты, какую бы высокую должность он ни занимал. Он только будет рад такому откровенному разговору. При совместном решении задачи необходимо забыть о должностях, званиях и других социальных отличиях своих и собеседника.

И напротив, если этот же человек находится в состоянии социального «Я», то откровенный разговор с ним будет приводить к противоположному результату. В этом случае необходимо быть дипломатом и разговаривать с ним в тоне начальника или подчиненного, строго соблюдая субординацию. С таким человеком необходимо разговаривать, как с ребенком, который порой бывает капризным, упрямым, падким до похвалы и лести.

7. Чем больше внимание к личности авторов, тем меньше внимания к содержанию того, что они говорят и пишут. И, напротив, чем больше внимания к содержанию того, о чем говорят и пишут, тем меньше внимания к личностям авторов. Для успешного решения проблем неважно, кто автор идей, важно, насколько они эффективны.

8. Когда нужно найти наиболее успешное решение задачи, то присутствие публики и вмешательство людей, непосредственно не занятых поиском, играет отрицательную роль. На публике невозможно найти успешное решение, поскольку все невольно становятся либо актерами, либо зрителями. По этой причине все публичные мероприятия (форумы, заседания, голосования на собраниях, круглые столы, дискуссии в средствах массовой информации, митинги протеста) оказывают негативное влияние на поиск успешных решений и должны исключаться из этого процесса. Коллективного мышления и ответственности нет, и не может быть, они всегда индивидуальны. Коллективной может быть лишь безответственность. Не нужно смешивать коллективную деятельность с коллективным мышлением. Коллективная деятельность предполагает разделение задачи на ее составляющие, когда каждый решает и несет ответственность индивидуально только за решение своей задачи.

Эффективные решения проблем можно найти тогда, и только тогда, если сам процесс поиска будет закрытым для публики и людей, непричастных к нему, а полученные результаты будут открыты и публичны, их можно проверить другим на состоятельность.

9. Профессиональная деятельность, требующая абсолютной честности, беспомощна во влиянии на общественное мнение. Но социальная деятельность беспомощна в успешном решении важнейших проблем. По этой причине противостоять кому-либо науке невозможно, поскольку невозможно противостоять высоким результатам от использования ее выводов. Даже такой всемогущей организации своего времени, как инквизиции церкви, пришлось признать свое полное поражение перед наукой. Церкви пришлось отказаться от влияния на нее.

По этой же причине в результате начала НСП изменится роль политиков в выборе вариантов решения важнейших проблем общества, поскольку эта деятельность требует высочайшего уровня профессионализма и «рабочего» языка общения. Они смогут выступать только в роли либо заказчиков разработки проектов, либо исполнителей их реализации (исполнительные органы власти), но не будут вмешиваться в сам процесс разработки проектов.

10. Главным мотивом принятия решений руководителями государств, лидерами политических партий, религиозных объединений и всех социальных групп, сознательно или неосознанно, является повышение или сохранение своего собственного социального статуса, а не интересы граждан и членов социальных групп, если только социальные ценности не превратились в их индивидуальные. Это закон двойственной природы человека, которому подчиняются все, в том числе и все руководители государств, и изменить его невозможно. Практически все войны, революции, религиозные и национальные конфликты ведутся с целью повышения или сохранения высокого социального статуса лидеров государств, политиков и религиозных деятелей. Такая борьба уже давно была замечена обществом. Но она не воспринималась и не воспринимается до сих пор, как главный мотив, формирующий реальную политику всех государств, политических партий, национальных и религиозных объединений. Только интересы тех людей, которые готовят и принимают решения, стремящихся повысить или сохранить свой социальный статус, влияют на цели, ради которых эти решения принимаются. Эти интересы могут либо совпадать и работать на пользу большинства, либо приходить в противоречие с их интересами.

По этой причине необходимо ввести новую, более эффективную систему принятия решений, которая совместила бы интересы людей социальных, стремящихся повысить свой социальный статус, с интересами большинства граждан. Согласно двойственной природе человека, иных путей значительного повышения эффективности работы системы управления жизнью общества не существует. Если какое-либо решение понижает социальный статус политиков, хотя и полезное для большинства граждан, то оно никогда ими не будет добровольно принято. Игнорирование в проектировании повышения или понижения социального статуса партнеров приводит неизбежно к ошибкам и поражениям.

Современная демократическая система прихода людей к власти и ее функционирование не удовлетворяет требованиям поиска надежного решения проблем общества. По этой причине она не эффективна, как и все остальные политические системы (монархия, диктатура, авторитарное правление). Очевидно, что необходим поиск более эффективных систем управления жизнедеятельностью общества, а не объявлять «демократию» самоценностью и навязывать ее силой оружия и экономических санкций всем странам, как это происходит в современном мире.

11. Использование открытия двойственной природы человека приведет к правильной оценке той информации, которую мы используем в практической деятельности.

Использование информации от человека социального при принятии важных решений неотвратимо ведет к ошибочным решениям и к поражениям, поскольку этот язык по своей природе не предназначен для передачи информации, соответствующей реальной действительности. Ложная информация, используемая для решения практических задач – основной источник ошибок как личных, так и всего общества. Не имея достоверной и полной информации, принять правильные решения невозможно. Руководители всех государств, использующие информацию от людей, находящихся в состоянии социального «Я», обречены на совершение ошибок при принятии важнейших решений. Переданная им информация неотвратимо превращается в дезинформацию из-за желания их носителей выглядеть перед руководителем государства в выгодном для себя свете. Необходимо принять строгие и жесткие меры, а также создать соответствующий психологический настрой, которые принуждали бы людей отказаться поставлять руководителям недостоверную информацию и скрывать что-то от них. Без таких жестких мер к поставщикам дезинформации руководители государств, как и руководители предприятий и организаций, будут закономерно использовать ложную информацию от своих подчиненных при принятии важнейших решений.

12. Степень конфликтности в каждом из нас мотивов человека индивидуального (эгоистичного) и социальных ценностей, которым мы вынуждены подчиняться, является главной причиной либо депрессивного, либо комфортного состояния. Предельная степень их конфликтности приводит человека к самоубийству, независимо от его социального положения в обществе. Необходимо выбирать те социальные ценности, которые не приводили бы к конфликту с индивидуальными мотивами деятельности, поскольку индивидуальные мотивы быстро изменить невозможно. Лучше менее высокое социальное положение в обществе, чем дискомфорт и постоянное депрессивное состояние, связанное с увеличением степени конфликтности социальных и индивидуальных ценностей. Чем больше нам приходится скрывать от окружающих свои действительные цели и намерения, чем больше нам приходится их обманывать, тем в более конфликтном состоянии с окружающими нас людьми мы находимся. При высокой степени скрытности необходимо срочно менять направления деятельности на более полезную для общества или сменить социальную среду, в которой мы должны жить и работать, даже пожертвовав для этого своим высоким социальным статусом.

13. Когда обсуждают достоинства или недостатки той или иной личности, в том числе государственных, общественных и политических деятелей («плохой» или «хороший», «умный» или «глупый» и так далее), проявляется человек социальный, воспринимающий художественный язык, отрывающийся от реальной действительности. Человек социальный не способен видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Такого человека легко обмануть.

Когда начинают обсуждать результаты, которые достигла та или иная личность, проявляется человек практичный, человек индивидуальный. Такого человека очень сложно обмануть.