5.6. Финансовое обеспечение внешнеэкономической деятельности

Если обслуживание внутреннего рынка должно находиться в исключительном ведении национальных банков, то сложнее обстоит дело с обеспечением внешнеэкономической деятельности, поскольку нет международных систем управления, которые были бы независимыми от корыстных интересов отдельных стран или групп лиц.

Во внешнеэкономической деятельности государства лишены возможности эмиссии иностранных валют. Международная система эмиссии и кредитования (инвестиционные денежные средства) находится в ведении только некоторых банков государств, чья валюта используется в международных расчетах, что и используется ими в корыстных интересах.

По этой причине есть две задачи проектирования условий для внешнеэкономической деятельности.

1. Разработка проектов работы новых международных финансовых систем, более эффективных, чем современные, с целью продажи этих проектов заинтересованным странам. Проектирование таких международных финансовых систем ничем не отличается от ранее описанных национальных систем. Такие системы будут иметь большое преимущество над современными, поскольку они будут более эффективными, их нельзя будет использовать в чьих-либо корыстных интересах, и они не будут подвержены финансовым обвалам и кризисам. При проектировании таких систем нужно руководствоваться принципом, известным в медицине – не навредить. Работа новых международных финансовых систем не должна негативно отражаться на работе экономик стран, которые будут пользоваться старыми системами, не должно быть войны между ними. Должна быть здоровая конкуренция, а не война. При проектировании нужно заменять одни денежные средства на другие, не вбрасывая замененные на валютные рынки, чтобы не обвалить их. Судьбу заменяемых валют нужно решать в переговорном процессе.  

2. Разработка проектов обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности государств в существующих международных системах. Над этими проблемами мы мало работали, поэтому можем изложить лишь несколько соображения.

При разработке проектов по такому варианту, по нашему мнению, нужно придерживаться несколько правил.

Для управления внешнеэкономической деятельностью необходим специализированный некоммерческий государственный банк. Таким банком в России мог бы стать банк ВТБ. В отличие от национальных банков система его работы должна основываться на обычном бухгалтерском учете пассивов и активов, поскольку такой банк не может выполнять эмиссию иностранной валюты. Этому банку должно принадлежать исключительное право обмена валют. Все контракты с платежными системами иностранных валют должны также быть в ведении такого банка. Обменные пункты должны принадлежать такому банку, но работать они должны независимо друг от друга на коммерческой основе. Доходы такого банка должны формироваться также и от таможенных сборов и налогов на доходы во внешнеэкономической деятельности.

Для управления некоммерческой внешнеэкономической деятельностью необходимо формировать соответствующие государственные бюджеты в валюте иностранных государств. Обслуживать такую деятельность должен также национальный внешнеэкономический банк.

Другая задача внешнеэкономического банка – кредитование коммерческих банков и предприятий для внешнеэкономической деятельности.

Чтобы исключить паразитирование экономик одних стран на других, необходимо стремиться к равенству импорта экспорту. Сколько продали, на столько можно и купить. Исчисление импорта и экспорта нужно вести не по рыночному курсу валют, а по соотношению их покупательной способности. Стихийно складывающиеся курсы валют во многом определяются действиями спекулянтов на валютных рынках, сознательно дестабилизирующих финансовые рынки, а также зависят от решений политиков, последствия которых они не могут прогнозировать и сами. Если бы все страны надежно поддерживали покупательную способность своих национальных валют, то курс обмена их практически оставался постоянным.

Чтобы не допускать явлений, называемых «утечкой капиталов за рубеж», нужно вводить налог, по величине равный подоходному налогу, на все переводы валюты в иностранные банки. А также необходим специализированный таможенный налог на экспорт, который возвращался бы налогоплательщику при импорте им товаров на такую же сумму. Поскольку курс валют устанавливается под воздействием спроса и предложений на нее, как и обычного товара, то устанавливать принудительно курс валют – серьезная ошибка. Можно лишь сглаживать колебания курса валют, вызванные эмоциональной реакцией хозяйствующих субъектов на какие-либо события.

Необходимо отметить, что нужно отделять коммерческую и некоммерческую внешнеэкономическую деятельность. В связи с этим помощь другим странам может быть только спонсорская, но не коммерческая. Коммерция и помощь – виды деятельности несовместимые (либо выгода, либо благотворительность). Нельзя корыстные интересы одних стран прятать за вывеской помощи другим.

Управление внешнеэкономической деятельностью должно осуществляться в соответствии с основными направлениями государственной экономической политики.